Телеправа РФПЛ: «Спорт 1» или «Наш футбол»? - ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ | |
Крупнейший российский медиа-холдинг ВГТРК долго мирился с монополией «НТВ-Плюс» по ряду популярных направлений спортивного ТВ. Но вот в конце этого лета обновленная команда профильных менеджеров презентовала «Спорт 1», первый в стране платный, но относительно доступный спортивный телеканал. Если его исходная концепция, как у нас часто бывает, не умрет еще на начальных стадиях реализации. Футбол без тарелки и недорого При таком подходе во многих городах пользователям нет необходимости в установке дополнительного, в том числе спутникового, оборудования. В сельской местности канал традиционно будет доступен абонентам участвующих в проекте спутниковых платформ. С другой стороны привлекательно выглядит и ценовая политика – декларируемая стоимость подписки будет существенно ниже энтэвэшной. Более того, она будет дифференцирована по регионам, а возможно и по социальным группам. Эти обстоятельства являются и главным отличием данного проекта от пути, изначально выбранного для «Нашего футбола». Другое не менее важное отличие (относительно текущей ситуации) заключается в том, что платные трансляции будут в определенной пропорции сочетаться с бесплатными на канале «Россия 2». В свое время «НТВ-Плюс» попыталось механически перенести западный опыт в российскую реальность, причем без надлежащей системной проработки и на морально устаревавшей и относительно дорогой для конечных пользователей технической базе. Что привело к сокращению постоянной аудитории РФПЛ, а клубы все четыре года эксперимента получали от ТВ небольшие, в сравнении с их бюджетами и западными коллегами, суммы. Идея же с каналом «Спорт 1» очень похожа на украинскую модель с аналогичным каналом «Футбол», согласно которой переход к платным трансляциям осуществляется постепенно и при участии общедоступного ТВ. А это параллельно с текущей доходностью позволяет расширять объем аудитории, привлекать дополнительных спонсоров, совершенствовать телевизионную и иные составляющие продукта. Сегодня все структуры холдинга активно пиарят английскую премьер-лигу и канал «Спорт 1», а «Вести-спорт» в своих выпусках красочно информируют публику о матчах АПЛ, и вкратце сообщают о результатах игр РФПЛ. При этом в своих интервью Д. Медников (зам. гендиректора ВГТРК, главный редактор «России 2») поведал о быстром охвате новым каналом 10-ти, а затем и 30-ти млн человек и о том, что уже первая трансляция английского футбола на «России 2» (матч за Суперкубок «Челси» - «МЮ») имела высокий показатель TV-доли по Москве. Но, во-первых, на лицо классическая ошибка современного ТВ-менеджера относительно официальных рейтинговых показателей. Ведь при их правильном концептуально-арифметическом понимании августовское значение TV-доли скорее вводит в заблуждение, чем отражает реальную картину популярности. А, во-вторых, охват населения не означает, что все они будут автоматически подключать и смотреть новый канал, даже если по нему идет английский футбол. Лучшая в мире футбольная премьер-лига? Но в общедоступном эфире отечественного ТВ она уже была. Как были и лучшая хоккейная лига (НХЛ), лучшая баскетбольная лига (НБА), лучшие в мире автогонки (Формула-1) и т.д. Но в итоге оказывалось, что они особо-то и не востребованы. Зарубежный футбол и Формула-1 вызывали стабильный интерес не более чем у 2 %, а остальные «лучшие» – менее чем у 1 % россиян. Для сравнения еще недавно РФПЛ имела показатель 12 %, а для Евро-2008 он был равен 52 % (проценты относительно всего населения старше 10 лет). АПЛ на разогреве у РФПЛ? Для начала канал «Спорт 1» со всеми матчами английской премьер-лиги был включен в социальный пакет московским абонентам НКС. Но, как утверждают в ВГТРК, ведутся активные переговоры о его внедрении и в другие регионы, и в другие сети. Причем стоимость подписки в отдельных случаях (зависит от региона и оператора) составит 10-30 рублей в месяц. В ближайшее время канал «Спорт 1» теоретически может охватить 50 млн или 35 % жителей РФ. Среди них почти 7,5 млн человек в той или иной степени являются болельщиками РФПЛ, а чуть более 1,5 млн – соответствующими поклонниками АПЛ. При этом «Наш футбол» в течение года может потенциально охватить почти те же 50 млн человек или 7,5 млн болельщиков российского чемпионата. Конечно, далеко не все любители футбола изначально готовы оплачивать просмотр контента, предлагаемого этими каналами. Но это уже дело грамотной или безграмотной реализации. С появлением своего платного канала ВГТРК включилась в борьбу за право эксклюзивного показа чемпионата России. Не отказывается от этого и «НТВ-Плюс», контракт с которым истекает в текущем сезоне. ВГТРК – «НТВ-Плюс». Текущие аргументы главных претендентов в борьбе за новые телеправа РФПЛ. Расклад сил на конец августа с телеправами на период с ЧР-2011 выглядит так. Разумная стартовая цена • «НТВ-Плюс» – 30-35 млн долларов в год. • ВГТРК – 30-35 млн долларов в год. Что на 30-50 % больше, чем РФПЛ в среднем получала в четырех предыдущих сезонах. Конкуренция? Несомненно, данная ситуация выгодна РФПЛ. Но, с другой стороны, необоснованное повышение стоимости телеправ может вызвать эффект мыльного пузыря. С системной точки зрения лучше, если цена будет отражать реальную популярность продукта среди конечного потребителя. Тем более что подготовка и заключение договора проходит на фоне заметного снижения интереса россиян к национальному первенству. Скрытые резервы • У ВГТРК есть свои спонсоры. Не надо забывать и о возможном привлечении административного ресурса. • Общее количество абонентов канала «Наш футбол» при сохранении текущего подхода может составить порядка 1 млн домовладений (около 2 % населения РФ). • Абонентская база канала «Спорт 1» при определенных условиях (отсутствие прямых трансляций на любых региональных телеканалах, оптимальный вариант с ретрансляциями в Интернете, разумное количество прямых эфиров на «России 2» и т.п.) может составить почти 3 млн домовладений (около 6 % населения РФ). При этом потенциально каждый из каналов будет охватывать треть российского населения (в основном жителей крупных и продвинутых городов). Почем для народа • «Наш футбол». Абонентская плата будет колебаться от 150 до 300 рублей в месяц в зависимости от условий подписки. Кроме этого канал, как составная часть, уже входит в ряд более дорогих пакетов. • «Спорт 1». Абонентская плата может колебаться от 30 до 100 рублей в месяц в зависимости от региона проживания, ТВ-оператора и, возможно, уровня дохода клиентов. Вероятно, канал будет входить в ряд социальных, базовых или более дорогих пакетов. Затраты • Себестоимость канала «Наш футбол» составляет 40 млн долларов в год (по информации его гендиректора). • Организация трансляций РФПЛ на канале «Спорт 1» обойдется ВГТРК ориентировочно в 25 млн долларов в год. Технология • ВГТРК. Разработка и создание организационно-технической модели трансляций Премьер-лиги потребует определенного времени и дополнительных средств. Качество Популярность • Если права перейдут к ВГТРК, то эта тенденция как минимум приостановиться. А при определенных условиях может вновь начаться процесс повышения внимания к национальному первенству. Мало кому интересный фактор Пока по-настоящему смотреть российский футбол здесь можно только при наличии спутникового ТВ или беспроводного Интернета. А это большинству не по карману. При этом в малых городах, деревнях и поселках проживает половина населения РФ.
Количественные оценки Аналитического Агентства СК, 2002-2010 гг.
Автор - Сергей Корытов Прислано Аналитическим Агентством СК | |
|